Каталог
В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.
Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.
Статьи
Оценивались как государственные, так и частные школы Москвы. Баллы начислялись за количество выпускников, получивших на трёх экзаменах ЕГЭ в сумме 220 баллов (эта сумма позволяет поступить в хороший московский вуз на любое направление обучения). Победы на олимпиадах (только общероссийских и московских) входили в число критериев, поскольку имеют большое значение при поступлении в вуз, а участие в олимпиадах школьников приобрело в последние годы действительно массовый характер.
Критерии выбраны объективные и трудно поддающиеся фальсификации, но они не в достаточной степени отражают качество обучения в школах. Начать с того, что в первую десятку рейтинга не вошло ни одной школы, имеющей в своем составе начальных классов, а ведь именно в начальной школе закладывается способность ребенка учиться. Оценка учебных достижений только за 11-й класс – это не результат кропотливой работы коллектива школы за весь период обучения, а, скорее, успехи репетиторов, нанимаемых родителями. К тому же школы для повышения баллов ЕГЭ выпускников зачастую отчисляют из 9-10-х классов плохо успевающих детей, мотивируя это их неспособностью учиться по выбранному профилю обучения.
В рейтинге не учитывается наполняемость школ. Непонятно, как можно сравнивать школы, имеющие один и десять выпускных классов. Неоднозначно включение в один рейтинг школ всех профилей, хотя представляется логичным составлять рейтинги для разных школ: математических, гуманитарных, спортивных… Помимо двух учтённых критериев существует масса других, лучше характеризующих качество обучения в школе. Например, насколько успешно школа повышает результаты своих учеников: от «двойки» к «тройке», от «тройки к четверке»… Важным показателем качества обучения является и атмосфера в школе, её социокультурная среда. Нужно, чтобы ребенок стремился в школу, чтобы ему было там комфортно. Ведь не в каждой среде раскроется даже одарённый ученик, а цель школьного образования – дать раскрыться каждому.
Рейтинг школ Москвы по результатам ЕГЭ, конечно, относителен и не вполне объективен. Попадание в лидеры рейтинга гарантирует школам ажиотажный наплыв желающих. Детей будут отбирать (по результатам вступительных экзаменов), чтобы учить наиболее одарённых. А на поверку одарёнными оказываются, как правило, родители. Ясно, что, поскольку рейтинг составлялся по заказу Департамента образования, то и оценивается вклад школы в решение тех задач, которые ставятся перед школами этим учреждением.
Родителям и ученикам хотелось бы видеть совсем другие рейтинги школ. Через сайты школ и форумы родителей можно было бы составить более объективные рейтинги. Логично было бы строить рейтинги не выпускного, а 9-го класса, когда еще не отчислили слабо успевающих учеников, а усилия родителей для повышения успеваемости школьников минимальны. Очень показателен социологический рейтинг, который бы учел месторасположение школы, культуру педагогов и коллектива, статус родителей по уровню образования – ведь всё это влияет на обучаемость школьников. Наконец, многим интересен рейтинг школ по безопасности.
Несмотря на свою относительность, первый опубликованный и массово обсуждаемый рейтинг школ Москвы принесёт свои плоды – стимулирует интерес учеников к сдаче разных предметов на ЕГЭ, к подготовке и участию в олимпиадах, наконец, просто вынудит учиться лучше, чтобы поступить в хорошую школу и затем в престижный институт.
Результаты этого рейтинга:
10. ГОУ Лицей № 1502 при МЭИ – классы семи профилей, примерно 270 человек.